Возвращение на родину русского кино. В Ялте завершился XVIII Международный телекинофорум «Вместе»

ТелевЕдение / Киномеханика / Фестиваль
Кондрашов Александр

Возвращение на родину русского кино

Ялтинский телекинофорум, основанный в 2000 году известным журналистом и политиком Геннадием Селезнёвым, после его внезапной кончины переживал трудные времена. В позапрошлом году он состоялся не в Ялте, а в Москве, в прошлом году не проводился вовсе. Многие полагали, что возродить его уже не удастся, но организаторы фестиваля сделали, казалось, невозможное, и около двухсот гостей из разных стран прибыли в Ялту на XVIII телекинофорум.

Жаркое похолодание

На пресс-конференции, посвящённой нынешнему фестивалю, председатель оргкомитета телекинофорума Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв (в одном из ближайших номеров мы опубликуем большое интервью с ним), заслуженный деятель искусств России Борис Токарев, секретарь Союза журналистов Ашот Джазоян, заместитель председателя Анатолий Усов и другие члены оргкомитета рассказывали, какие им пришлось пре­одолеть трудности, чтобы в наши «санкционные» времена международный телекинофорум, смысл и задача которого заключены в его названии, вернулся-таки в Крым. Спасибо всем, кто помогал!

Я на телекинофоруме с давних пор, и потому могу судить о переменах и в этом масштабном мероприятии, и на Крымском полуострове. Несмотря на усложняющуюся международную обстановку, несмотря на то, что из жизни ушли многие замечательные постоянные участники фестиваля, наконец, несмотря на плохую погоду, которой нас встретила Ялта, телекинофорум был удачен. И в творческом плане, и в атмосфере, она в «ялтинской чаше» была традиционно дружественной и демократичной. Как и всегда ранее, состоялся «десант» телекинофорума в Севастополь, с концертом для Черноморского флота и посещением ракетного крейсера «Москва», участвовавшего недавно в сирийской операции. Встречи с моряками (и рядовыми матросами, и командованием) прошли, как всегда, сердечно – приятно, что нашего возвращения ждали.

Вообще в сравнении с «дореволюционным» временами и эйфорией «русской весны 2014 года» жизнь здесь успокоилась, стабилизировалась и, несмотря на каверзы киевского руководства, преобразовывается потихоньку в лучшую сторону. Благодаря открытию Керченского моста отдыхающих стало значительно больше. Судя по пробкам даже чересчур – слишком много машин приехало в Ялту, в этот чудесный город, где нет ни одного светофора. Гости не только из России, а также с Украины, их много и в довольно дорогой гостинице «Ялта», где базировался фестиваль.

Те ялтинцы, с кем удалось пообщаться, говорят, что значительно улучшилась ситуация со здравоохранением, да и коррупции стало меньше. И главное – исчезла напряжённость в национальных отношениях. Огорчали, как десять и двадцать пять лет назад, «памятники коммунизма», остовы зданий, строительство которых прервал развал Советского Союза. В 90-е достраивать их из-за нехватки денег было некому, а сейчас уже и невозможно, но и ломать тоже очень дорого. Эти архитектурные птеродактили очень портят пейзаж. А гостиницы типа «Ялта-Интурист», которая поглотила и реконструировала крупный санаторий «Донбасс», значительно расширились и благо­устроились. И ялтинская набережная, которую украшают памятники Чехову и даме с собачкой, и первому русскому кинодеятелю Ханжонкову, а также «Аллея звёзд», подаренные городу телекинофорумом, прекрасна в любую погоду.

Открытие фестиваля традиционно состоялось в ялтинском дворце «Юбилейный», не было, правда, на этот раз красной дорожки – в Ялте шёл дождь, похолодало до 20 градусов, – но крымчане и гости Ялты встретили участников телекинофорума очень горячо (и море осталось тёплым +26). Именно в Ялте рождалось отечественное кино, здесь 110 лет назад (переклички дат у нас ещё будут) была снята первая русская фильма «Понизовская вольница» («Стенька Разин»), и зрители увидели на сцене ялтинскую набережную, стилизованную под чеховские времена, и кадры из этой немой ленты. В отличие от прошлых времён церемония была сжатой, смыслово и эмоционально насыщенной (режиссёр и автор сценария представления Владимир Фатьянов). Замечательно выступали и очень известные кинодеятели, и артисты, которых нечасто, к сожалению, можно увидеть на экранах телевизора: народные артисты России Сергей Никоненко и Заур Тутов, Юрий Назаров и Ия Нинидзе, Сергей Маховиков и Лариса Шахворостова, Аркадий Инин и Анна Аверина…

После концерта был показан фильм открытия «Решение о ликвидации» режиссёра Александра Аравина (студия «Мосфильм»). У него есть расширенный, многосерийный вариант, который участвовал в конкурсной программе и, сразу скажу, победил в номинации «Телевизионный игровой фильм (до 8 серий)». Картину представляли режиссёр и исполнители главных ролей Алексей Шевченков (генерал Петров) и Аюб Цингиев (интеллигентный, обаятельный молодой актёр убедительно сыграл фанатика Шамиля Базгаева). Некоторые участники телекинофорума посчитали, что такой жёсткий боевик о второй чеченской войне испортит праздничную атмосферу открытия. Но праздник праздником, а воссозданная история уничтожения Басаева и тех, кого не удалось убедить, что жить лучше в мире и вместе, очень соответствует становящейся всё более напряжённой атмосфере наших дней. И сейчас, когда то же телевидение ориентирует зрителей на развлекуху-расслабуху, надо понимать, чего стоит мир, как дорого достаётся его восстановление. Многие наши «партнёры» не хотят, чтобы народы России были вместе, напротив, провоцируют межнациональные конфликты, и этому приходится противостоять – à la guerre comme à la guerre.

Цензура и фейки

В рамках телекинофорума традиционно проводились дискуссии и круглые столы. Правда, их было не так много, как раньше, когда фестиваль длился дольше. Шёл, однако, тоже жёсткий разговор. На круглом столе, который вёл Виталий Третьяков, он парадоксально размышлял о фейковой журналистике, которая, разумеется, отвратительна, но иногда на фейк нечем ответить, кроме как фейком, – против нашей страны идёт ожесточённая информационная война. Также он говорил о пропаганде и пропагандистах, которых принято ругать, а между тем любой журналист в какой-то степени пропагандист, так как всегда отстаивает какие-то взгляды, ценности, интересы. Важно понимать – чьи это интересы? Почётный председатель Союза журналистов Всеволод Богданов традиционно развивал тему доверия, его волновало и волнует репутация журналистов, нравственные основы профессии, которые немыслимы без любви и доброты, а также противостояние традиционных ценностей надвигающемуся глобализму.

Круглый стол «Кино без литературы: итоги и перспективы» вёл писатель Юрий Поляков, он и участники дискуссии говорили о важности литературной основы при создании кинокартин и телевизионных фильмов, о современном сериальном «продукте», о телевидении, которое может объединять нацию, но каналы пускаются во все тяжкие, чтобы перехватить друг у друга рейтинг. О цензуре, которой вроде нет, но она есть и направлена отнюдь не против пошлости, заполонившей экран. О редактуре, без которой немыслимо ни настоящее кино, ни телевидение. Опытнейший актёр Юрий Назаров заметил:
бывает, что и литературная основа замечательная, и сценарий, и актёры, и продюсер, и редактор, а фильм всё равно не получается. Так что ключевой фигурой в кинопроизводстве является всё же режиссёр, который воплощает замысел сценариста, приглашая подходящих под этот замысел художника, оператора, композитора и, конечно, актёров.

Потом уже в приватном общении Юрий Поляков обратил внимание на ещё одну дату, связанную с кино и с Ялтой. 50 лет назад вышел снимавшийся здесь выдающийся фильм Евгения Карелова «Служили два товарища» по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида. В нём был занят великолепный ансамбль большей частью тогда ещё молодых артистов. Вместе с Роланом Быковым, Анатолием Папановым и Николаем Крючковым в фильме играли Николай Бурляев, Юозас Будрайтис, Николай Дупак (легендарный директор Театра на Таганке), Алла Демидова, сыгравшая жестокую комиссаршу типа Розалии Землячки, Ия Саввина, Вениамин Смехов и, конечно, Владимир Высоцкий (незабываемый поручик Брусенцов), а главную роль (русского интеллигента, кинооператора Некрасова) сыграл совсем молодой Олег Янковский. Сыграл – не подходящее слово, вокруг него блистательно играл, эмоционально плёл актёрские кружева Ролан Быков. Янковский, у которого там и текста было совсем мало, ничего не играл, но смотреть хотелось именно на него. В этом фильме о каждой, даже небольшой роли можно диссертацию писать – уникальный, великолепный ансамбль, удивительный по атмосфере, многоплановый фильм. К сожалению, имя режиссёра фильма – и тут виновато телевидение, которое очень выборочно вспоминает выдающихся деятелей нашего киноискусства, одних возносит (часто незаслуженно), других замалчивает – немногим известно. А между тем Евгений Карелов тогда, в далёком 1968 году, в условиях советской цензуры сумел снять не только талантливый, но и абсолютно честный, объективный фильм о Гражданской войне. Зрители сочувствовали, сопереживали и красным, и белым, и зелёным – всем героям и жертвам Гражданской войны. Что сейчас снято на тему Гражданской войны сравнимое? Но это в трагически оборвавшейся жизни режиссёра не единственная удача. С детства я помню его экранизацию шолоховского «Нахалёнка». Карелов снимал и комедии, такие как «Семь стариков и одна девушка». Он был одним из первых в сериальном жанре, сделал, например, любимый многими поколениями, многосерийный фильм «Два капитана». Борис Токарев, игравший в нём главную роль, в Ялте очень интересно рассказывал о режиссёре. А ведь были ещё психологическая драма «Дети Дон-
Кихота» и военно-спортивная драма «Третий тайм», в котором одну из главных ролей сыграл Юрий Назаров. Почему таких режиссёров, как Карелов, телевидение наше не вспоминает? Он что, в чёрном списке?

От русского царя к таджикскому наркому

Однако перейдём к конкурсу. В жюри «Телевизионные программы и фильмы» вошли декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков, директор Московского дома национальностей Владимир Тарасов, режиссёр Владимир Фатьянов и ваш покорный слуга, а возглавил его член президентского совета по культуре Юрий Поляков.

Вначале о тех, кто не вызвал споров. В номинации «Дебют» победил фильм о путешествии последователей Тура Хейердала и Юрия Сенкевича «КON-TIKI–II: утомлённые ветром» (режиссёр Сергей Удальцов «ТАНДА-продакшн», Россия).

«Познавательные программы» – лента об уникальном человеке, изобретателе и музыканте – «Лев Термен. Соло на электричестве» (Юлия Маврина, «Цивилизация»). Специальный приз «За бережное прочтение родной истории» получил фильм Штефана Длуголински «Столетия в камне – Гнездне» (STUDIO D3, Словакия).

В номинации «Крым, открытый миру» вне конкуренции был Ашот Джазаян с лентой «Я – Авазовский, родом из Крыма» (продюсерский центр «Формата», Армения). Очень интересный и неожиданный рассказ о великом крымчанине, который, оказывается, был не только великим художником, но и чрезвычайно успешным предпринимателем, а также выдающимся благотворителем. В этой номинации специальным призом был награждён также фильм Петра Любимова «Крымский мост. Поехали», («ТВ Центр») – «За мастерство в освещении важнейших событий в жизни Отечества»;

«Корни» – здесь победил фильм тоже о человеке, очень много сделавшем для Крыма, без преувеличения, великом предпринимателе, бывшем крепостном, доросшим до звания тайного советника, построившим тысячи километров железных дорог, родоначальнике курортного дела на Южном берегу Крыма: «Портрет неизвестного. Губонин П.И.» (Людмила Гладунко, «Дебют», Россия)

Споры были в номинации «Публицистические программы и фильмы». На победу претендовали «Александр III. Сильный, державный» Елены Чавчавадзе и Галины Огурной («Дирекция президентских программ», Россия) и «Мы сделали всё, что смогли» режиссёра Веры Галкиной (кинокомпания «Эн-Джи-Продакшн»). Обе ленты сильные и информативные. Фильм про, как полагают многие, лучшего русского императора, который, если бы не болезнь, успешно держал и продержал бы единую и неделимую Россию очень долго без потрясений и тем более революций, – сделан мастерски, изысканно, очень современно. Но и лента про подданного красной империи, таджикского большевика Курбанова, самоотверженно работавшего не только у себя на родине, но и в Узбекистане, и в Киргизии, и Казахстане, много сил положившего на то, чтобы народы Средней Азии были вместе с Россией, показалась очень важной и современной. Потому… оба фильма были признаны победителями. Также специальный приз жюри «За дружбу и развитие межнациональных отношений» присудило автору идеи и продюсеру фильма «Мы сделали всё, что смогли» Серго-Шахзада Мамадалиевичу Курбанову.

В номинации «Документальные фильмы» было очень много достойных лент, победил же фильм о выдающемся музыканте, создателе Кубанского казачьего хора «Виктор Захарченко. Пусть мчится моя жизнь» режиссёра Оксаны Бойвановой из Краснодара. Но споры были и здесь: на главный приз претендовали также фильм «Дым Отечества» Алексея Погребного (киновидеостудия «ВЯТКА», Россия). Он награждён специальным призом – «За подробное и глубокое исследование темы ностальгии», и лента Олеси Фокиной «Геннадий Шпаликов. Долгая счастливая жизнь» (студия «КОД-фильм+», Москва) – «За оригинальный подход к теме «Художник и время».

Что касается самого главного приза, то Гран-при телекинофорума единодушно присуждён фильму «Тайная вечеря» (режиссёр Мохаммед Гане Фард, Cinema Iranica, Иран). Крайне актуальный фильм о Сирии, гражданской войне, сирийских христианах, мучениках и жертвах, о вставших на их защиту земляках-мусульманах. Страшный, очень современный фильм, который перекликается с фильмом открытия фестиваля. Лукавый ищет любую возможность, чтобы разделить народы по этническому, религиозному признаку, – этому нужно противостоять.

На церемонии вручения председатель жюри посетовал, что из огромного количества замечательных фильмов, отмеченных наградами фестивалей, очень немногие попадают на всероссийский и даже региональный экраны. К сожалению, даже злободневные, общественно значимые работы уступают в приоритете пошлейшим шоу и сериалам. Из последних выбрать что-то стоящее для телекинофорума было, видимо, непросто.

Без мыла

Жюри, возглавляемое народным артистом России Владимиром Хотиненко, в которое вошли также режиссёр Людмила Гладунко, сценарист Аркадий Инин, продюсер Юрий Мацюк и актёр Сергей Маховиков, как раз отметило те телевизионные фильмы, которые выбиваются из общего мыльного потока криминала и слезливых мелодрам.

О награждении «Решения о ликвидации» мы уже писали.

В номинации «Телевизионный игровой фильм (до 90 минут)» победил пронзительный, тонкий, глубокий «Аниматор» Антона и Ильи Чижиковых («Фаворит Медиа», Россия). Исполнительница главной роли фильма Екатерина Васильева признана лучшей актрисой.

В номинации «Телевизионный игровой фильм (от 8 серий)» – «Консультант» (Алексея Рудакова, НТВ). Алексей Слаповский признан также лучшим в номинации «Сценарист». Уже приходилось писать, что НТВ делает робкие пока шаги от брутального «мочилова» в сторону психологического кино. В «Консультанте», например, местный упёртый «Жеглов» проигрывает нелепому интеллектуалу «Шарапову»

Гран-при фестиваля присуждён сериалу «Анна Каренина. История Вронского» («Мосфильм»», Россия). Карен Шахназаров признан лучшим режиссёром этой очень неожиданной, но цельной и последовательной версии великого романа, который представлен как бы с точки зрения мужчин Анны – мужа и любовника. Исполнительница роли Анны Карениной Елизавета Боярская тоже победила в номинации «Актриса». Незабываемы финальные кадры с Анной, когда её карета, подгоняемая дьяволом, несётся в преисподнюю.

В номинации «Актёр» победил Владислав Резник («Там, где нас нет», «МЕДИА – АРЕНА», Москва). «Дебют» – «Сутки» Алёны Абдрахмановой, (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения).

Хочется верить, что в будущем году состоится ХIХ телекинофорум и творцы лучших произведений телеискусства снова будут вместе и снова в Ялте.

Александр Кондрашов

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗЫ

Специальные призы получили:

Режиссёр Владимир Фатьянов «За яркое воплощение вечной темы нравственного выбора» – «Тихие люди» («Яуза-фильм», Россия);

«За философско-поэтическое осмысление мира» – «Птица счастья» (Rumi Films Production, Афганистан);

«За оригинальное осмысление 90-х годов в России» – «Последняя статья журналиста» (режиссёры Евгений Сологалов, Дмитрий Плюснин, Виталий Мюльгаут, «Триикс Медиа», Санкт-Петербург).