Владимир Мединский о перспективах и факторах успеха российского кино


Про отечественное кино министру культуры говорить сейчас легко и приятно. И успехи индустрии, выраженные в цифрах, очевидны, и оценка зрителем качества фильмов растет — иначе люди просто не ходили бы в кино и, соответственно, не было бы рекордных показателей по кассовым сборам.

Напомню приятные цифры и их динамику за последние годы, когда рекордные показатели регулярно обновлялись: даже отпраздновать толком не успевали, как на тебе — новое достижение.

Начну с 2012 года. Тогда на наши экраны вышли 84 отечественные кинокартины, их посмотрели 28,7 миллиона зрителей, кассовые сборы — 6,1 миллиарда рублей, доля посещаемости — 16,4%.

  • 2016 год: 156 фильмов, 35,2 миллиона зрителей, сборы — 8,6 миллиарда рублей,
    доля посещаемости — 18,4%.
  • 2017 год: 123 фильма, 54,7 миллиона зрителей, сборы — 13 миллиардов рублей,
    доля посещаемости — 25,6%.
  • 2018 год: 142 фильма, 57,9 миллиона зрителей, сборы — 13,8 миллиарда рублей,
    доля посещаемости — 28,9%.

С 2012 по 2018 год — рост посещаемости более чем в два раза.

Есть такая спортивная поговорка: выигрывает команда, проигрывает тренер. В нашем случае как раз и надо говорить о командном выигрыше.

4 апреля, 18:08

Мединский назвал Данелию творцом высшей пробы

Конечно, есть государственная поддержка отечественному кинематографу — и финансовая, и административная, и политическая. Она дает свой эффект. Но ни Министерство культуры, ни Фонд кино фильмов не снимают. Деньги и преференции могут помочь киноиндустрии, но не могут заменить хорошего кино, которое зритель своими глазами видит на экране.

Так вот. Главная составляющая успехов отечественного кино — это очевидный качественный рост. У нас просто стали снимать хорошие фильмы, эти картины ориентируются на зрителя, рассказывают об интересных людях, героях и событиях, опираются на близкие соотечественникам историко-культурные нравственные ценности. И главное, российская киноиндустрия в последние годы наловчилась производить такие фильмы не от случая к случаю, а системно.

Именно поэтому я говорю не об отдельных удачах, а о высоком качестве отрасли как таковой. И как раз это высокое качество подтверждается и количественными показателями, и откликами зрителей.

И очень важно отметить: рекордные показатели наше кино демонстрирует в условиях беспрецедентно жесткой рыночной конкуренции с «глобальным Голливудом», которой не было в советские времена. Конечно, государство, ставя себе поддержку отечественной киноиндустрии как приоритетную задачу, предоставляет разного рода рыночные преференции. Но, повторяю, все это было бы впустую, не будь у нас действительно хорошего конкурентоспособного кино.

Вспомните, сколько за эти годы вышло фильмов, которые не просто отбились в прокате, не просто собрали хорошую кассу, но увлекли зрителей, стали событиями в общественной жизни, о которых, что называется, говорили: «Легенда № 17» и «28 панфиловцев», «Викинг» и «Притяжение», «Салют-7» и «Движение вверх», «Лед» и «Т-34″… И это я далеко не все назвал, таких сейчас по пять-шесть в год. Причем говорю не в категориях «хорошо» или «плохо», «нравится» или «не нравится» — министр культуры не рецензент и не обязательный образец художественного вкуса, у меня другая работа. Я говорю именно о том, что вызывало неравнодушные обсуждения в обществе. А это и есть главное качество искусства — не оставлять людей равнодушными.

23 марта, 16:38

Мединский назвал свои любимые фильмы

Неравнодушие означает, повторяю, что современное российское кино — действительно для массового зрителя, для своего согражданина, как и должно быть. Очень показательно, что зритель откликнулся на фильмы в первую очередь героико-исторической тематики: о военных, космических, спортивных победах нашего прошлого. Это не просто естественный предмет национальной гордости. Этот дух победителей — бесспорная основа российского культурного кода, бесценный исторический опыт и образец для подражания.

Естественно, современное общество, современное государство, ставя перед собой амбициозные задачи развития, обращается к безусловному опыту и безусловным образцам нашей истории и нашей культуры. Там, в победном прошлом, все очевидно, понятно, чем закончилось. Шкала ценностей установлена и не подлежит обсуждению. В обществе сегодня нет существенных разногласий в оценке этого прошлого, зато есть востребованность в его уроках и опыте.

А кино, в свою очередь, — естественное пространство продвижения этих историко-культурных ценностей, естественное пространство яркого художественного легендирования великих, гордых брендов, если можно так выразиться, отечественной истории и культуры — от 28 панфиловцев и Т-34 до героев космоса и спорта. Там не нужно ничего придумывать — ни фактов, ни досужих осмыслений. Наша история — это такая быль, что любая сказка обзавидуется. Все сделано до нас — только пользуйтесь.

Именно поэтому, признаюсь, Министерство культуры с особой тщательностью и с особым приоритетом начиная с 2012 года стимулировало фильмы на героико-историческую тематику — вплоть до «ручного регулирования». Мы были убеждены, что это беспроигрышный козырь, который вернет зрителя отечественному кино, даст мощный импульс творческому развитию отрасли. Не говоря уже о громадном значении непререкаемых образцов культуры и истории в деле гражданского воспитания. Ведь наше историческое наследие — это мощнейший мотор, даже «вечный двигатель» совершенствования и духовного самовоспроизводства российской культуры в широком смысле слова.

27 марта, 12:44

Мединский посоветовал призывникам посмотреть фильм «Балканский рубеж»
Сегодняшние рекорды нашего кино показывают, что эта сознательная политика себя оправдала, что российская киноиндустрия обладает впечатляющим творческим и производственным потенциалом, достойным образцов нашего великого прошлого.

А нынешние рекордные показатели, убежден, не последнее слово нашего кинематографа. До 100% еще далеко.